В начало

Натуральный звукоряд

   Натуральный звукоряд единственный в природе, поэтому он не может быть плохим или хорошим.

Звуки вокруг нас всегда резонируют со средой их распространения. Устойчивые резонансы к начальному базовому тону или обертоны, относятся к нему по частоте целыми числами: 1/2 (на октаву выше), 1/3, 1/4 (на две октавы выше), 1/5, 1/6 ... и так до бесконечности.

   1) резонирование одних и гашение других обертонов из-за особенностей среды распространения - форм резонаторов, разнородности воздуха ...,
   2) преобразование обертонов одного основания в обертоны другого основания, когда сам обертон начинает рождать свои собственные обертоны ...

    создает присущий этой системе тембр звучания (пианино, скрипка, голос ... ; зал, кабинет, поле ...).

   Стукнув в барабан получим все: 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, ... и так до бесконечности, обертоны основного тона 1, окрашенные тембром инструмента. Умножив числитель и знаменатель на любую частоту, получим то же соотношение, квинты, кварты и др.

 

Интервалы натурального звукоряда
в сопоставлениями с названиями нот 12 ступенного звукоряда.

  Натур.
зв.
12-ти ступенный звукоряд
частота нота ступень
прима 1 A   - Ля 0
большая терция 1/5 C# - До диез 4
чистая квинта 1/3 E   - Ми 7
малая септима 1/7 G   - Соль 10

   Исторически, в музыке натуральный звукоряд самый первый. Со временем, люди научились выделять из него отдельные обертоны, например, в отдельные струны, и строить из них созвучия - аккорды. 

    Сделать это довольно просто. Натянем струну - это будет базовая нота с частотой 1 ед, сопоставим её с нотой Ля.. Пережмем её так, чтобы по длине получилась струна длинною 2/3 от исходной. Получим тон в 1,5 раза выше Ля. Это будет квинта или нота близкая к ноте Ми, 12-ти ступенного звукоряда.

   Настроим соседнюю струну в унисон с полученным тоном. То же проделаем с третьей струной, настроим её в унисон с первой, пережатой в точке 4/5. Получим тон в 1.25 раза выше Ля. Это будет большая терция или нота близкая к ноте До диез, 12-ти ступенного звукоряда.

   Выделив из бесконечного ряда только эти 1/1 + 1/3 + 1/5 тона получим мажорный аккорд натурального звукоряда, а прибавив к нему еще и 1/7, получим мажорный септакорд, прибавляя дальше нечетные гармоники получим самую энергеричную волну - "квадрат", см. графики:     

y=sin(2pi*n)/n

при добавлении нечетных обертонов (1 3 5 7 9 ... 50) фронт сигнала становится круче, синусоида превращается в максимально энергетическую форму - квадрат, следовательно такие аккорды более слышимы

  Мажорный аккорд в натуральном звукоряде с гармониками 1 3 5 Мажорный септ-аккорд в натуральном звукоряде с гармониками 1 3 5 7 Аккорд в натуральном звукоряде с гармониками 1 3 5 7 9 11 13 ... 50

То же в полярной системе координат:

построено в среде MatLab:
x=0:0.01:2*pi;
for o1=[1 3 5 ]; y1(o1,:)=sin(x*o1)/o1; end
s=sum(y1); plot(x,s);

  Мажорный аккорд в натуральном звукоряде с гармониками 1 3 5  (в полярной системе координат) Мажорный септ-аккорд в натуральном звукоряде с гармониками 1 3 5 7  (в полярной системе координат) Аккорд в натуральном звукоряде с гармониками 1 3 5 7 9 11 13 ... 50 (в полярной системе координат)
"распыление" частоты с уходом в обертоны натурального звукоряда

clear all x=0:0.1:2*pi;
id=1; for o1=4:0.25:1024; y1(id,:)=sin(x*o1)/o1;
id=id+1; end s=sum(y1); plot(x,s);

Если представить график на радиальных диаграммах падающим телом, то последний создает максимальную сопротивляемость среде, передавая ей максимальную энергию. Т.е. аккорды на нечетных гармониках максимально звонки, слышны ... Не отсюда ли "стандарт постфактум" на красоту звучания?


  Без остальных более высокочастотных обертонов, проявляется особенный характер биений волн тонов аккорда друг об друга. Три ближайшие тона из одной октавы звучащие в унисон образуют мажорный аккорд.

Волны аккорда и итоговая волна (красная) Ля мажор в натуральном звукоряде.

    Соотношение частот обертонов, т. е. призвуков к основному тону в нем целочисленно.


   Целочисленные интервалы натурального звукоряда можно только сопоставлять со ступенями (для 12 ст. нотами) темперированных звукорядов наиболее близких к натуральному. Они не эквивалентны и звучат по-разному.

 
ступени Note 12 Nat.
Темперированные звукоряды
12 31
12
15
19
22
24
31
0
0
A(ля) 440 440 440 440 440 440 440
4
10
C# 550 554.3653 554.3653 547.6647 548.5737 554.3653 550.2488
7
18
E 660 659.2551 666.9153 657.2539 662.726 659.2551 658.0279
-
25
G 770 783.9909 766.0845 760.5153 775.8003 761.6722 769.518
12
31
A(ля) 880 880 880 880 880 880 880

   Из таблицы видно, что в 12-ти ступенном звукоряде нота До диез отличается от "идеальной" природной терции на 4,36 герца - так называемая, "частота страха", а нота G септаккорда аж на 14 герц от септимы, что дает слышимый диссонанс - "грязь", но правильнее сказать - "окраска", присущая именно аккордам 12 ступенного звукоряда. Так как за столетия к такой "окраске" привыкли, то как "грязь" её воспринимают только пристально прислушавшись, и то не в мелодизмах, а в статичных аккордах. Именно в статичных созвучиях биения наиболее заметны.

 

Об инфразвуке.

из книги "Удивительный мир звука" И.И.Клюкин. 22.32 К 52 УДК 534001.5(023.11)

... Человек "слышит инфразвук" всем телом. ... Медики обратили внимание на опасный резонанс брюшной полости, имеющий место при колебаниях с частотой 4--8 герц. ... Легкие и сердце, как всякие объемные резонирующие системы, также склонны к интенсивным колебаниям при совпадении частот их резонансов с частотой инфразвука. Самое малое сопротивление инфразвуку оказывают стенки легких, что в конце концов может вызвать их повреждение. Мозг. ... Небольшой группе испытуемых было предложено решить несложные задачи сначала при действии шума с частотой ниже 15 герц и уровнем примерно 115 децибел, затем при действии алкоголя и, наконец, при действии обоих факторов одновременно. Была установлена аналогия воздействия на человека алкоголя и инфразвукового облучения. При одновременном влиянии этих факторов эффект усиливался, способность к простейшей умственной работе заметно ухудшалась. В других опытах было установлено, что и мозг может резонировать на определенных частотах. Кроме резонанса мозга как упругоинерционного тела, выявилась возможность "перекрестного" эффекта резонанса инфразвука с частотой р- и р-волн, существующих в мозгу каждого человека. ... Кровеносные сосуды. Здесь имеются уже некоторые статистические данные. В опытах французских акустиков и физиологов 42 молодых человека в течение 50 минут подвергались воздействию инфразвука с частотой 7,5 герца и уровнем 130 децибел. У всех испытуемых возникло заметное увеличение нижнего предела артериального давления. При воздействии инфразвука фиксировались изменения ритма сердечных сокращений и дыхания, ослабление функции зрения и слуха, повышенная утомляемость и другие нарушения. ... (конец цитаты)

    В натуральном звукоряде нет 12-ти полутонов привычного 12-ти ступенного темперированного звукоряда. От одного основания (здесь Ля) мы получили только 4 ноты, позволяющие сыграть только мажорный аккорд и мажорный септаккорд. Поэтому в натуральном звукоряде нет минорного и других аккордов 12 ступенного звукоряда.

Обертоны натурального звукоряда близкие к нотам 12 ступенного звукоряда

   Поищем среди обертонов базовой частоты частоты близкие к нотам 12 ступенного звукоряда.

   (скачать "Отношения обертонов натурального звукоряда к ближайшим нотам 12 ступенного звукоряда"
- табл. Excell 97-2003
)

Описание колонок таблицы:

Обертон номера №, дает частоту от основного тона 1/№, с энергией 1/(№^2)
Нормализованный обертон с номером №, приведен в диапазон октавы от 1 до 2
12 ст. звукоряд - даны отношения частот нот к частоте базовой ноты, здесь Ля.
Разница в процентах между отношениями обертонов натурального и 12 ступенного звукорядов.
Примерно в герцах для 1 октавы приведена разница частот обертонов природного и нот 12 ступенного звукорядов.

Обертон Норм.
обертон
12 ст.
звукоряд .
Нота
12 ст.зв.
разница
%
~ в герцах в 1 октаве
1
1 1 A 0
0
17
1.0625 1.0595 A# 0.2866
1,7196
9
1.125 1.1225 H 0.2261
1,3566
19
1.1875 1.1892 C -0.1436
-0,8616
5
1.25 1.2599 C# -0.7874
-4,7244
21
1.3125 1.3348 D -1.6736
-10,0416
43
1.3438 1.3348 D 0.6675
4,005
11
1.375 1.4142 D# -2.7728
-16,6368
23
1.4375 1.4142 D# 1.6466
9,8796
45
1.4062 1.4142 D# -0.5631
-3,3786
3
1.5 1.4983 E 0.113
0,678
13
1.625 1.5874 F 2.3686
14,2116
25
1.5625 1.5874 F -1.5687
-9,4122
51
1.5938 1.5874 F 0.4
2,4
27
1.6875 1.6818 F# 0.3394
2,0364
53
1.6562 1.6818 F# -1.5188
-9,1128
7
1.75 1.7818 G -1.7846
-10,7076
29
1.8125 1.7818 G 1.7231
10,3386
15
1.875 1.8877 G# -0.6753
-4,0518

   Нашли частоты более или менее близкие ко всем нотам 12 ступенного звукоряда. Все эти обертоны будут с кратностью указанной в первой колонке попадать в основной тон и не будуть давать "окраски" присущей 12 ступенному звукоряду. Т.е. 19 колебаний на 1 колебание основного тона это обертон очень близкий по частоте к ноте До (С), 12-ти ступенного звукоряда.

   Но всё равно, в натуральном звукоряде невозможны модуляции, потому что обертоны аккордов построенных от разных оснований но использующие общие "ноты" имеют разные частоты.

 

Попробуем в натуральном звукоряде построить ноты 12 ступенного звукоряда

До-С   Ре-D   Ми-E   Фа-F   Соль-G   Ля-A   Си-H

 

От основания A - 440 Гц получим C# . Квинта от A будет E. Запомним! Попытка построения 12 ступенного звукоряда из натурального
От C# - 550 Гц, как от нового основания получим F
"Снизу" квинтой A является E, а "сверху" F.
От F - 687,5 Гц, как от квинты получив её основание придем к частоте близкой к A - 440 Гц, но большей 458,3 ... Гц.

  Т.е. играя мелодию снизу в A мажоре мы сыграем квинтой Е, но спуститься обратно к ~A нужно квинтой вниз от ~F сверху! Т.е. квинта снизу от A и квинта сверху ~F будут строится как 1/1.25, но от разного основания и поэтому не будут равны. Знак ~ я употребил потому, что это уже будут немного другие "ноты". Т.е. гуляя гармонически мы будем уходить в стороны в разные основания и каждый раз будем уходить от системы обертонов тоники, как бы в другие "частотные измерения".

Становится понятно, что в натуральном звукоряде есть только одна тоника, от которой и можно строить небольшой набор мажорно звучащих аккордов. Нельзя, вдруг, построить аккорд от одного из её обертонов, т.е. совершить модуляцию, потому что обертоны от обертона уже не будут создавать гармоничные аккорды от начальной тоники.

Из-за такой необратимости натурального звукоряда раньше существовали, так называемые двойные ноты в октаве, для игры снизу и сверху. Инструмент мог играть только в одной тональности. Например орган настроенный по натуральному звукоряду от тоники C, имел по две ноты До (C ) в октаве.

Ограничения натурального звукоряда

- нет тех аккордов, что есть в 12 ст. звукоряде, есть только мажоро-подобно звучащие.

- можно только недалеко отходить от тоники и возвращаться обратно в нее только по тем же тонам, т.е. возможны только аккорды одной тональности.

- в натуральном звукоряде нет тех "7 нот и 5 полутонов", что в 12 ступенном, а только обертоны от основного тона, соотношения которых другие и мелодии будут звучать по-другому, мажорнее и невыразительнее.

Ограничения натурального звукоряда ни в коей мере не свидетельствуют о его "несовершенстве". Скорее всего пока несовершенно наше его использование. Личное моё мнение таково, что возможно более тесное использование одновременно, как натурального звукоряда, так и сразу нескольких темперированных.

 

Обертонный "крест" это "рисунок" натурального звукоряда.

"Спираль" бесконечно повторяющаяся сама в себе это "рисунок" темперированных звукорядов.

Каждая "частотная точка" - база новых обертонов натурального звукоряда - "по клеточкам", заполняют все частоты.

А вот темперированные звукоряды замкнуты в спираль и бесконечно повторяют свои ноты через октаву.

Взаимодействие "плоского" - натуральный и "сферического" - темперированные естесственным образом проявляется в природе во взаимодействии волн, как формы частиц и т.п. (я так думаю ... :) Не обязательно было создавать "андронный коллайдер", всё можно открыть "на бумаге".

В начало


|аудиокниги НХ | обо мне | фото | древо | стихи | публикации | картины |
` - ~ ~ ~ ~  vasnas.narod.ru © 2003 - 08 гг. ~ ~ ~ ~ - `


Rambler's Top100
 
Сайт управляется системой uCoz